Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
В последнее время в работе с детьми педагоги все чаще используют нейропсихологические упражнения. Специальные игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, способствуют преодолению отставаний в психофизическом развитии, помогают ребёнку наладить контроль за своей двигательной активностью, развивают внимание, а также положительно влияют на коррекцию имеющихся у детей нарушений речи. К этим играм и упражнениям относятся массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика («пальчики здороваются», «человечек», выполнение различных фигурок из пальцев и т.д.), лепка, нанизывание бус, застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, перебор круп и т.п.
Основная цель применения нейрогимнастики с детьми нашей группы — это активизация развития речи у детей.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление) .
В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:
- Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
- Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
- Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
Нейропсихологические игры при автоматизации звуков
Кулачок – ладошка
Ребенок за столом кладет руки перед собой в разном положении: кисть одной руки лежит ладонью вниз, другая рука сжата в кулак. Нужно попеременно менять положение рук, при этом проговаривая заданные слоги, например: СА-ША (дифференциация звуков [С] и [Ш] в открытых слогах), АЛ-ОЛ, или УЛ-ЫЛ (автоматизация звука [Л] в закрытых слогах).
Пальчики здороваются
Ребенку предлагается автоматизировать поставленный звук одновременно с движениями пальцев рук. Большой палец соприкасается поочередно сначала с указательным, затем со средним пальцем, потом с безымянным и с мизинцем. При этом на каждое прикосновение произносится заданный слог: например, РА-РО-РУ-РЫ. Упражнение проделывается сначала на одной руке, потом на второй, затем двумя руками одновременно.
Ладошка – ладошка
Ладони обеих рук лежат на столе: ладошкой вверх и ладошкой вниз. Ребенку нужно попеременно менять положение рук, проговаривая слоги: ШТА-ШТО и т.д.
Зеркальное рисование
Автоматизацию изолированного звука можно проводить, рисуя одновременно двумя руками зеркально симметричные круги, восьмерки и т.д. На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, ребенок рисует одновременно обеими руками и заводит моторчик Р-Р-Р.
Пальчики гуляют
Рука сжата в кулак. Начиная с большого пальца, нужно выпрямлять и снова прятать пальчики, проговаривая цепочку слогов: ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ и т.д.
Хлопки в паре
Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, совершают хлопки руками, проговаривая слоги ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ:
1) каждый самостоятельно хлопает обеими руками (ЖА-);
2) затем партнеры хлопают друг в друга правой рукой (ЖО-), затем – левой рукой (ЖУ-);
3) затем партнеры одновременно ударяют двумя ладонями: правая с правой рукой, левая с левой рукой (ЖИ-).
Перекладывание предметов
Для игры понадобятся две емкости и мелкие предметы (пуговицы, камушки марблс, бусины и т.д.) Ребенку предлагается попеременно двумя руками перекладывать предметы из одной емкости в другую, при этом автоматизируя звуки в слогах. Например, ребенок берет правой рукой пуговицу и кладет ее в другой контейнер, говоря РА-; потом проделывает то же действие только левой рукой, при этом произнося: РО-.
Нейропсихологическая гимнастика улучшает работу обоих полушарий, обеспечивает и укрепляет взаимодействие тела и интеллекта. Специальные упражнения активизируют определенный участок мозга и запускают механизм, при котором происходит одновременная работа мысли и движения. Благодаря этому новый учебный материал воспринимается легче, так как усваивается на уровне тела и интеллекта.